В. А. Щеглов. ФБУ «ГНМЦ Минобороны России»

Вступление России во Всемирную торговую организацию, создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана требует гармонизации отечественного законодательства об обеспечении единства измерений с международными метрологическими нормами и соответствующими законодательствами членов Таможенного союза. Гармонизация метрологических законодательств, их полнота и непротиворечивость являются важнейшим фактором взаимного признания результатов измерений, их точности и достоверности, лежащих в основе оценки соответствия продукции требованиям качества и безопасности, доверия к ней торговых партнеров, обеспечения конкурентоспособности продукции на внешних и внутреннем рынках.

Проведенное сравнение метрологических законодательств (см. табл.) Федерального закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» от 26 июня 2008 года No. 102-ФЗ, Закона Республики Казахстан «Об обеспечении единства измерений» от 7 июня 2000 г. №53-11 и Закона Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений» от 20 июля 2006 г. №163-3 показало их существенное различие, способное ухудшать обеспечение единства измерений, в части:

  • статуса и роли калибровки СИ в обеспечении единства измерений. Добровольность и неупорядочность калибровки в Российской Федерации и ее применение наравне с поверкой в Республике Беларусь и Республике Казахстан (см. пункт 6 Сравнения);
  • отсутствия требований к аккредитации на выполнение калибровки СИ и оценки соответствия эталонов единиц величин в законодательстве Российской Федерации (см. пункт 7 Сравнения). Различие метрологических законодательств по остальным пунктам Сравнения можно считать не существенным.

Различие метрологических законодательств по остальным пунктам Сравнения можно считать не существенным.

В настоящее время готовится ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об обеспечении единства измерений» №102-ФЗ, одной из главных целей которого является гармонизация отечественного метрологического законодательства с зарубежным, особенно с метрологическим законодательством государств-членов Таможенного союза.

Целесообразно при его подготовке учитывать материалы настоящего сравнения, в том числе:

  1. Изменить содержание первого абзаца, части 1 статьи 18 102-ФЗ «Средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут в добровольном прялке подвергаться калибровке» на «Средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подвергаются калибровке или поверке».
  2. Включить в состав работ (услуг) по обеспечению единства измерений части 1, статьи 19 102-ФЗ, на выполнение которых требуется аккредитация:
    • калибровку средств измерений;
    • оценку соответствия эталонов единиц величин (или определить понятие эталона через средство измерений. распространив на них тем самым процедуры утверждения типа, поверки и аккредитации.)

Таблица сравнения метрологических законодательств стран-участников Таможенного союза

Межрегиональная общественная организация «Союз метрологов и приборостроителей сферы обороны и безопасности и оборонно-промышленного комплекса»

Союз создан решением общего собрания учредителей в 2005 году и прошёл государственную регистрацию. Союз является независимым общественным объединением, созданным по инициативе граждан и общественных объединений, являющихся юридическими лицами, добровольно объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей и решения задач, изложенных Уставе.

 

Новости Союза метрологов и приборостроителей

Контактная информация

Московская обл., г. Мытищи

E-mail: soyuz-metrologov@mail.ru

Подробнее...